Новый проект 8 школы «Каллиграфия»
Рады вам сообщить, что с 2015-2016 учебного года в МБОУ СШ №8 "Классическая" г.Волгодонска стартует новый проект по каллиграфии «И пальцы просятся к перу…». Занятия будут вестись в рамках внеурочной деятельности в 1-5 классах 1 час в неделю.
Современные дети начинают печатать на компьютере раньше, чем писать, тем удивительнее, что именно сегодня оказалось востребованным обучение… каллиграфии.
На Востоке каллиграфию называют пятым видом боевого искусства, поскольку она требует и вырабатывает точность движений, умение сосредоточится, способствует психологической устойчивости.
У каллиграфии большая практическая ценность. Во-первых, она способствует расслаблению. 15 минут занятий, полного погружения в процесс – и никаких стрессов. Во-вторых, она активизирует и заставляет гармонично работать оба полушария, потому что соединяет и творчество, и логику. В-третьих, она учит контролю над собой, оказывает упорядочивающее воздействие на мысли, чего не хватает не только современным детям, но и многим взрослым. В-четвертых, она прививает вкус к красоте.
В основе данного проекта - давние методики, ушедшие из школьной практики лишь лет 40 назад. Об аспидных (грифельных) дощечках упоминает ещё Г.-Х. Андерсен. Так учились и во времена К.Д. Ушинского, великого русского педагога. В этой работе использованы его советы по проведению первых уроков письма, взятые из "Книги для учащих" (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 4. М: "Педагогика", 1989). Так учились писать и наши бабушки и дедушки. Тогда Буквари содержали образцы прописей (Воскресенская А.И. Букварь. Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1954). Лишь в начале семидесятых годов с прилавков магазинов исчезли тетради в частую косую линейку и чернильницы-непроливашки, а предмет "Чистописание" выпал из школьных программ.
Данный проект имеет и художественные преимущества перед современными методиками обучения скорописи.
Острый конец пера обеспечивает точность попадания в пересечения разлиновок и тонкие линии, что позволяет ребенку ювелирно писать и обнаруживать свои погрешности.
Раздваивающиеся усики дают возможность перу не скользить по листу, как по мыльной поверхности, и не тратить усилий на сдерживание бега еще не твердой руки. Они, как пинцет, захватывают бумагу, не дают руке вибрировать и дрожать, что способствует формированию четкости линий.
Итак, цель данного проекта - научить детей писать красиво, с удовольствием, без потерь для душевного и физического здоровья, развить их художественно-эстетический вкус и способствовать формированию характера, воли, желания учиться и познавать.
Газета "Наше время": В Волгодонске прошел круглый стол по теме «Возрождение каллиграфии как формирование национальной идентичности»
Полезные ссылки по теме "Каллиграфия":
Как работать за конторкой. Рекомендации доктора Базарного
"Каллиграфия не только красивое письмо"
Результаты исследований отечественных физиологов о влиянии каллиграфии на человека засекретили
"Каллиграфия забытая и возрожденная. Здоровье на кончике пера"
"Перо против стресса"
"...Вся история развития человека так построена, что мы, оперируя тремя пальцами (большим, указательным и средним), задействуем лобные доли, с которыми они связаны, то есть происходит активизация процессов мышления"
"...Каллиграфия воспитывает, лечит, укрепляет и возрождает"
"Гимнастика для ума и лекарство от дураков"
Уроки Петра Петровича Чобитько. ВИДЕО
"Буква это внешняя одежда Слова. Как через Слово пробуждается душа человека, так и в написанной букве важно всё - и мелодия линии, и мера нажима пера, и длина росчерка...
...Петр Петрович считает, что на кончике пера тайны души. Человек оттачивает букву, а буква влияет на характер, личность человека..."
Буквы пробуждают генную память!
«При письме, особенно в детском возрасте, когда ребенок только овладевает им, в работу вовлечены практически все отделы мозга, — объясняет нейропсихолог Марина Воронова. — Это и подкорковые структуры, участвующие в энергетическом обеспечении письма, в частности, ответственные за тонус мышц руки, и практически все отделы коры. Затылочные отделы обеспечивают возможность переработки зрительной информации, височные — слуховой, вместе они способствуют перекодированию звуков услышанной детьми речи в образы букв. Теменные отделы отвечают за получение сигналов от руки ребенка — есть ли напряжение в кисти, удобно ли держать ручку. Необходимо учитывать и пространственную ориентацию букв при письме — в переработке информации данного типа задействованы теменно-затылочные отделы коры больших полушарий. Передние отделы мозга — это управляющие структуры — участвуют в построении программ, их регуляции и контроле за исполнением, а также отвечают за возможность своевременного переключения с буквы на букву, со слова на слово»